Форум » Досуг » Сад камней » Ответить

Сад камней

Exitus LetaliZZZ: Токио Камни в Фэн-Шуй всегда считались элементами земли. Но камни есть разные, – вспомните знаменитые каменные сады – Востока. Далеко не каждый камень причудливой красивой формы имеет честь туда попасть. Почему некоторые булыжники передают по наследству а наследники и в мыслях своих представить не могут продать, или упаси господи выбросить или потерять его? А получить в подарок такой камень считается верхом дружбы и благодарности, не сравнимым ни с какими другими дарами, внешне много более ценными. Д а вот проблема, - которую западный цивилизованный напичканный электроникой человек не может понять. Теперь вот вам объяснение этого феномена Оно состоит в следующем - есть камни живые – 1% - в лучшем случае - есть камни мёртвые – 99% - Камни мёртвые большинство – они не подходят для сада камней, они не будут жить это всего лишь мёртвая материя которая не в состоянии создать мир сада в котором настоящий ценитель найдёт успокоение, легко уйдёт в медитацию, а прохаживаясь по саду избавится от болезней – Камни живые – это редкость, но ценнейшие камни, конечно найти не так просто но чувствительный человек подходя к этому камню понимает его и ощущает его жизнь и силу. Даже вокруг одного живого камня можно создать каменный сад – который уже будет выполнять свои функции, чем больше камней тем лучше, тем сильнее становится это место. Но есть ещё одна особенность живых камней, вы должны ставить камни рядом только похожие по темпераменту – иначе возможно образование деструктивной энергии. Если у входа в ваше жильё положить благожелательно настроенный к вам живой камень Не важно, какого размера - ваша удача заметно увеличится. Но есть некоторые вещи которые следует знать – даже если вы обнаружили где то живой камень и хотите транспортировать его к себе на фазенду или домой, вы не должны с ним поссорится, обычно эти камни тысячелетиями сидели на своём месте и уходить с него как из своего дома не очень то и хотят, представьте себя на их месте, вас хватают, везут куда то без вашего согласия, так что нужно перед этим подготовить камень к смене места расположения. Среди живых камней как и среди людей есть характеры, каждый ведёт себя по разному. Иногда можно заметить что в зависимости от лунного цикла, тот или иной камень начинают сильно фонить, создавая вокруг себя сильную ауру. Это называется цикличностью активности камня, иногда это маскирует камень от глаз того кто его ищет. Но с другой стороны камни могут уставать, когда в каменном саду находится больной человек. Больной после этого становится здоровым, а камни могут умолкнуть от нескольких недель, месяцев, лет в зависимости от тяжести болезни. Так же правильный сад камней не только лечит своего хозяина, но и даёт вдохновение и свежие мысли, поскольку внутри там внутри этого сада образуется как у нас говорят сильное место которое поддерживает человека, даёт ему спокойствие и гармонию души. Но не каждый живой камень сразу откроется и позитивно будет настроен для каждого человека. Камни нужно приручать для того что бы они узнавали своих хозяев и откликались на их появление , как говорят профессионалы в нашем деле активировать силу камня. Активация каменного сада процесс достаточно длительный - занимает времени не меньше чем само строительство структуры каменного сада и связан непосредственно с определёнными лунными циклами ..... Сейчас многие люди, интересующиеся сильными местами прочёсывают планету вдоль и поперёк выискивая их, но мало кто знает о возможности такой организации у своего дома или даже внутри его...... Хотя этот проект может занять достаточно много времени, по своему благоприятному воздействию он с лихвой это окупает. Теперь вы знаете что сад камней это живые камни – это большая ценность, но обращаться с ними нужно бережно и уважительно, здесь конечно рассказано немного про этот раздел Фэн-Шуй Но думаю достаточно интерьесно.http://www.remdekor.ru/fen-shui/sadic.php

Ответов - 26

Exitus LetaliZZZ: Сад в японском стиле Ч.1. С чего начать? ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЯПОНСКОГО САДА Японский сад сегодня – это один из вариантов декоративного обустройства природного ландшафта. Он по праву завоевал звание самого оригинального и, в то же время, естественного дизайна, отражая при этом все стороны японского национального характера. Чтобы ответить на вопрос - почему японский сад приобрел такую популярность во всем мире - нужно попытаться понять философию, религию и культуру японского народа. Для этого, как советует А. Лебедева в своей книге «Японский сад», «надо сосредоточиться и, уйдя от внешнего мира, погрузиться в атмосферу японской древности». Именно там лежит разгадка тайны зарождения японских садов и последующей их популярности. Наиболее глубокое влияние на развитие искусства японского сада оказали: - синтоизм – самая древняя японская религия; - даосизм и буддизм , а вернее, одно из его направлений – дзен . Зарождение искусства японского сада под влиянием синтоизма В древней Японии символами божества были природные объекты и явления, где, по глубокому убеждению японцев, живут духи: - вершины удивительно красивых гор, из-за которых поднимается и за которые прячется солнце; - грозные тайфуны, сметающие всё на своем пути; - глицинии, дарящие непревзойдённые цветовые каскады; - бездонные глубины морей, пугающие и одновременно влекущие к себе; - водопады необыкновенной красоты, словно подарок небес. Всё это синтоизм превратил в объекты поклонения и обожествления. Именно здесь кроется главная отличительная особенность синтоизма от других религий: не простое одушевление природы, но её обожествление. СИНТО (в Японии) – ПУТЬ БОГОВ – КАМИ: всё в природе одушевлено, а значит, - наделено святостью. Не надо путать СИНТО с ДАО, возникшим в Китае в 6 в. до н.э. ДАО – ПУТЬ ПРИРОДЫ , всеобщий закон природы, глубокая основа всех вещей, праотец всего сущего, общий Путь развития человека через слияние с природой, с окружающей жизнью. Несмотря на похожесть, СИНТО И ДАО весьма различаются. О божествление природы в Японии происходило более выраженно, чем в других странах Востока. Отсюда и отношение к ней было более тонким, трепетным и возвышенным. Обожествление естественных природных форм и стихий в период синтоизма привело к созданию первых алтарей - своеобразных скульптурных композиций, где роль сакрального (священного) монумента исполнял гигантский камень в центре расчищенной площадки.

Exitus LetaliZZZ: Часто эта площадка была окаймлена морскими валунами или скалами (ивасака), в центре которых находились один или несколько камней (ивакура), перетянутых по всему «божественному челу» соломенным жгутом (симэнава). Попытка представить божество в виде естественных природных объектов была началом зарождения первых ландшафтных композиций в древней Японии. Они стали не только объектами поклонения, но и объектами эстетического созерцания. Эти первые каменные группы, рождённые обрядами синтоизма, представляли собой ни что иное, как отдалённые прообразы японских садов, первые символические ландшафты Японии. Отсюда становится ясным особое отношение в Японии к камню, его значению при создании садов. И сегодня камень для любого японца – живое существо, в котором присутствует божественный дух. Понятным становится и отношение японцев к любому объекту природы – это отношение к Божеству. А каким может быть отношение к Божеству? Конечно же, трепетным, добрым, участливым! Очень важно понять ещё одну особенность в развитии японских садов, которая кроется в синтоизме: обожествление природы происходило не от трепета перед её стихиями, а как благодарность за то, что она полна гармонии и порядка, хотя и демонстрирует иногда свою непредсказуемость и грозную силу. Природа дарит человеку доброту, щедрость, красоту. (Конечно, сегодняшний синтоизм очень далёк от того первоначального анимизма. Большинство японцев в наше время – не особо религиозные люди. Но духовная основа синтоизма сохраняется в Японии и сейчас. Синтоизм сегодня – это умение жить в гармонии со всеми населяющими природу духами, в гармонии с миром природы вообще). В дальнейшем наиболее сильное влияние на формирование искусства японского сада, как и на всё мировоззрение японцев в целом, оказал дзен.

Exitus LetaliZZZ: Дзен и формирование искусства японского сада В общем понимании, дзен – это одно из направлений буддизма. Но для японцев это понятие значит гораздо больше: это и религия, и философия, и культура – словом, это образ жизни. Один из вариантов перевода дзен – « молчаливое созерцание ». Классический буддизм начал распространяться в Японии с VI -VII веков. Дзен имеет с буддизмом некоторые общие черты, но различий гораздо больше. В результате проникновения в Японию религий и учений извне, произошло соединение нескольких религиозно-философских концепций (синтоизм, буддизм, даосизм). На их основе образовалось новое направление - дзен-буддизм . Главная цель дзен-буддизма – достичь просветления и нирваны. Одно из основных его положений: красота природы есть одна из форм постижения истины, т.е. достижение состояния просветления. Дзен – от санскритского «дхьана» - самоуглубление, медитация, сосредоточение. Вот мы и подошли к основе, на которой формировалась философия садово-паркового искусства Японии – самоуглубление, медитация, сосредоточение. Одно из основных назначений японского сада – концентрация внимания и самоуглубление. Предаваясь созерцанию, человек должен ощутить свою причастность общему Пути, почувствовать себя частью прекрасной Вселенной. Находясь в окружении гармоничного сада, человеку легче разобраться в себе, обрести душевный покой. Созерцание сада побуждает к работе душу, способствует выходу на принципиально новый уровень мышления – поэтико-метафорический. И в этом тоже заключается ответ на вопрос, почему так популярны японские сады. Тайтаро Судзуки (1870-1966), профессор буддийской философии, писал: «… Дзен хочет, чтобы мы обращались с природой как с дружески настроенным, добросердечным существом, внутренняя сущность которого ничем не отличается от нашей, которое всегда готово помочь нам осуществить наши законные желания». Дзен считает, что сила воздействия природного пейзажа на сознание больше, чем сила всех слов, вместе взятых. Культура дзен достигла расцвета к XIV- XV векам. Из религиозной доктрины она превратилась в этико-философскую. Дзен стал регулировать повседневное поведение человека, сформировал определённые стереотипы мышления и восприятия, церемонии и ритуалы. Так, обязательным элементом дзен стали считать церемонию чаепития.


Exitus LetaliZZZ: Начало создания японского сада Если вы ответите на вопросы: - Какой звук имеет тишина? - Какое у тебя было лицо до того, как твои родители произвели тебя на свет? - значит, вы поймёте (сразу или же со временем) глубинную суть дзен и можете смело браться за создание сада в японском стиле. Японский сад – вершина ландшафтной архитектуры. При всей своей видимой простоте он очень сложен. Эта изысканная, глубоко продуманная простота оказывает на зрителей сильнейшее художественное воздействие. Шедевры японских садов создавались десятилетиями, а некоторые - и столетиями. Глядя на классический японский сад, нужно понимать, что сиюминутно такую красоту создать невозможно. Время в Японии всегда считалось и считается соавтором и помощником создателя сада. Два автора - садовник и время – призваны постоянно совершенствовать своё творение. Когда эти и многие другие знания и понятия чётко выстроились в определённую систему, мне стало ясно, что закончился первый этап создания нашего сада в японском стиле. Это этап изучения исторического материала и проникновения в его глубинную суть, этап мысленного соединения с той средой, где наш сад будет создаваться. Таким образом, сад в японском стиле начинается с рождения идеи создания такого сада, с изучения культуры и философии японского садового искусства. А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)

Exitus LetaliZZZ: Сад в японском стиле. Ч.2. Композиционное построение Прежде чем приступать к детальной проработке проекта сада в японском стиле, нужно определить вид композиции вашего будущего сада. Композиция сада – это соотношение и эстетическая взаимосвязь всех элементов сада: растений, воды, камней, скульптуры, архитектурных элементов. Какой именно может быть композиция в вашем саду, вы сможете определить, детально проанализировав: рельеф местности; площадь участка; создаёте ли вы сад в японском стиле на базе уже существующего сада или на новом участке; микроклимат участка. Знания о характере микроклимата также очень пригодятся, когда вы начнёте формировать растительную составляющую вашего сада. Сад в японском стиле по традиции должен иметь форму, приближенную к квадрату или прямоугольнику. Размер участка под сад особого значения не имеет: японские сады тем и хороши, что могут быть созданы даже на очень маленькой площади. Итак, вы проанализировали рельеф, размер, микроклимат вашего участка. Какой же вид композиции выбрать для сада?

Exitus LetaliZZZ: КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЯПОНСКОГО САДА В зависимости от рельефа , японский сад может быть: плоский – хиранива; с холмами – цукияма. Если вы хотите создать сад холмов, а участок у вас плоский - нужно будет продумать план его землеустройства. Например, та часть нашего существующего сада, куда мы решили «вписать» сад в японском стиле, была абсолютно плоской. Но мне очень хотелось сделать сад на холмистой местности. Главное – захотеть... И тогда наш плоский сад стал приобретать другой вид: в нём появились «холмы», которые теперь постепенно покрываются соответствующей растительностью. Гуляя по дорожкам между «холмами», испытываешь совсем другие ощущения, нежели прогуливаясь по плоской местности. Это, конечно, сугубо личное мнение. Но холмистый характер сада, бесспорно, позволяет создавать интересные, более фактурные композиции. По степени сложности , композиция японского сада может быть: - полная, объёмная - «СИН», - полусокращенная, неполная - «ГЕ», - сокращенная - «СО». Полная степень «СИН» - это самая развёрнутая форма сада, включающая в себя большой ассортимент композиционных элементов. В таком саду есть место и деревьям, и камням, и цветам, и мху, и водопадам, и песочным отмелям, и набору архитектурных форм. Полусокращённая степень «ГЕ» состоит из половины садовых элементов. Но сочетаться между собой они должны так же гармонично, создавая в саду ауру покоя, единства всей композиции и той особой силы и энергии, которая характерна для японских садов. Сокращённая степень «СО» определяет более сжатую форму сада. Здесь используют небольшое количество компонентов. Но эта форма является и самой сложной в исполнении, потому что отсутствующие элементы сада всё-таки должны подразумеваться, присутствовать незримо. Смысловая нагрузка имеющихся элементов сада от этого очень увеличивается. Поэтому художник сада, выбрав данный вид композиции, должен очень серьёзно подойти к выбору элементов сада. Подбирать и компоновать их нужно с учётом особой силы энергетического воздействия этих элементов на человека. Пример садов с одним или несколькими элементами – сад камней, сад водопадов, сад мхов. По исполнению они считаются самыми сложными, потому что у художника такого сада в арсенале очень небольшой набор компонентов. И, тем не менее, он должен суметь заставить звучать их выразительно и гармонично, создавая представление о полноте мироздания в соответствии с традициями японского садового искусства. Если площадь вашего сада маленькая, то лучше применить форму «СО» - сокращенную, так как ограниченное количество элементов на маленьком участке будет выглядеть более выразительно. Но при этом нужно внимательно ознакомиться с особенностями и правилами построения данной формы композиции. Если вы начинающий художник сада, то лучше форма «ГЕ» - полусокращённая, так как с небольшим набором элементов вам будет гораздо проще разобраться. Виды композиции японских садов Изначально сложилось 2 вида композиции японских садов: - «одинокая» - с выделением главного «героя», в качестве которого может выступать любой архитектурный элемент или скульптура – скала, водопад, пагода, статуя, фонарь (особенно пьедестальный). Этот вид композиции больше подходит к рельефным местностям. - «групповая» - в ней сосредоточено большое количество элементов, среди которых нельзя выделить главного. Этот вид композиции чаще применяется на открытых местностях. В «групповой» композиции японского сада р асположение предметов может быть: 1 - свободное; 2 - круговое; 3 - линейное. 1. Свободное расположение элементов сада не означает хаотичное . Знанием, умением и интуицией мастера все элементы располагаются хотя и свободно, но гармонично. В этом и заключается настоящее искусство композиционного построения японского сада. Здесь художник должен обладать высоким художественным вкусом, чтобы грамотно объединить все элементы сада - «картины сада» - и создать из них единую, гармоничную композицию. 2. Если в вашем арсенале оформления сада присутствуют невысокие по размеру элементы, то лучше выбрать круговое расположение предметов. Они размещаются концентрически, создавая как бы «круг в круге». В этом случае все элементы вашего сада будут хорошо просматриваться и свободно читаться.

Exitus LetaliZZZ: Центр участка остаётся свободным – Пустота . Но это не просто пустота в понятии европейца, а Пустота в восточном понимании. У японцев есть несколько понятий применительно к пространству, которые создателю сада в японском стиле нужно обязательно попытаться понять. Именно здесь, в этой Пустоте концентрируются мысли созерцающего. Здесь он может увидеть Пустоту, из которой всё приходит и в которую всё уходит. Потому что японцы создают сад как модель мироздания. В свободном пространстве японец может увидеть и «МА», означающее промежуток, интервал, который будет не только разъединять стороны свободного пространства сада, но и объединять их в целое, превратив в своеобразную комнату сада или любую другую картину, дорисованную самим созерцающим. Ведь в японском садовом искусстве зритель - это собеседник и соавтор одновременно. Он должен сам домыслить или дорисовать картину сада. 3. Линейное расположение элементов сада применяется в самой Японии довольно редко, п отому что воспринимается как резкое и не соответствующее японским традициям садового искусства. Если японцы из-за каких-то обстоятельств и используют линейное расположение элементов, то делают это очень умело, подчиняя общей традиции. Тропинки и ручейки всё равно пойдут по несколько искривлённым линиям, делая характер этих линий более мягким. Компоновка элементов сада в японском стиле В японских садах композиция строится так, что можно наслаждаться красотой сада с любой точки обзора. При этом не обязательно долго ходить по саду. Небольшой поворот головы - и появляется возможность созерцать уже совсем другую картину. При создании композиции и проекта сада в японском стиле об этой особенности нужно обязательно помнить. Компоновать японский сад нужно так, чтобы он не раскрывался обзору сразу весь. Должна быть интрига сада. Самые интересные элементы и картины должны неожиданно возникнуть перед вами: за поворотом тропинки, за холмом, из-за дерева. Впечатления от неожиданной встречи с прекрасным бывают куда более сильными, чем, если бы вы раскрыли композицию своего сада одномоментно. Таким образом, приступая к детальной проработке проекта сада в японском стиле, нужно уделить особое внимание его композиционному построению. Композиция должна чётко определять все нюансы будущего сада. Это необходимо продумать в самом начале, чтобы в дальнейшем избежать перестроек, которые обязательно повлекут за собой излишние временнЫе, финансовые и прочие затраты.

Exitus LetaliZZZ: Сад в японском стиле. Ч.3. Создание проекта Следующим этапом создания сада в японском стиле является разработка проекта. Проект сада - это до мелочей проработанный и чётко прорисованный план вашего будущего сада: что, где и как будет в нём расположено, какие растения и где будут высажены. Здесь очень важно определение вида композиции вашего сада - будет ли это полная форма «СИН», полусокращённая «ГЕ» или сокращённая «СО». К разработке проекта сада нужно отнестись со всей серьёзностью; всё должно быть определено в нём максимально точно. Иначе переделки от недоработок и неясностей в проекте могут обойтись довольно дорого. Передо мной этап разработки проекта сада в японском стиле поставил довольно сложный вопрос. Думаю, что это может коснуться многих, кто захочет создать сад в японском стиле на базе уже существующего сада. Это труднее, чем начинать «с нуля», но при тщательной проработке проекта всё получится. В нашем варианте трудность состояла как раз в том, что сад в японском стиле нужно было вписывать в уже существующий сад. Так как убирать для этого хоть какие-то деревья для меня было абсолютно неприемлемым, то работа над созданием проекта шла именно в этом направлении: оставить все существующие деревья, при необходимости сделав соответствующую обрезку. Изучая материалы по японским садам, я поняла, что по краям больших садов деревья зачастую растут свободно, как ширма или ограда. А там, где основной просмотр сада, его центральная часть – высаживаются и формируются специфического вида деревья. Эта информация очень обрадовала меня, поскольку можно было начинать воплощать свою идею, не губя тех деревьев, которые уже долгие годы служат нам верой и правдой.

Exitus LetaliZZZ: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЯПОНСКОГО САДА Японский сад обязательно включает в себя пять компонентов: 1. духовный – ИДЕЯ ( ради чего вы создаёте этот сад) и четыре материальных компонента : 2. КАМНИ, 3. ВОДА, 4. РАСТЕНИЯ, 5. АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Даже хотя бы один из этих элементов убрать нельзя: это повлечёт за собой потерю гармонии и самого понятия «японский сад». Идея японского сада Идея нашего сада – в создаваемых образах природы запечатлеть моменты жизни конкретной семьи, используя язык символов. Работая над проектом сада в японском стиле, я пришла к выводу, что для нашей семьи наиболее приемлем такой тип сада как «Чайный сад при жилом доме». В этом варианте он будет более понятен и близок всей семье. И когда концепция нашего сада в японском стиле утвердилась в мыслях, а затем оформилась в эскизах, в готовом проекте и стала воплощаться в жизнь, у меня вдруг сами собой возникли строки: Сад создаю, Природы образы объединяя В райский уголок. Гармония твоих, Япония, Садов - Учитель мой. Наверное, это пришло осознание того, что я на правильном пути, придав мне уверенности во всех остальных действиях по созданию сада в японском стиле. Следующими обязательными элементами японского сада являются камни и вода.

Exitus LetaliZZZ: Камни в японском саду В концепции сада в японском стиле изначально заложена идея холмистости, что даёт возможность создавать очень интересные композиции. Именно холм выступает как символ горы, а Япония – страна гор. Причём, только после установки камней в саду можно продолжать его формирование. Потому что камни – основа сада в японском стиле. К этой основе «приращивается» всё остальное. Если камни в вашем саду будут размещены правильно, всё остальное получится как бы само собой - это как раз и будет результатом верной расстановки камней. Ваши «горы» в сочетании с правильно подобранными растениями и с соответствующими архитектурными и водными элементами помогут более точно воплотить в жизнь идею японского сада. Если вы решите вырыть на участке водоём, то извлечённая земля силой вашей фантазии и труда может совсем скоро превратиться в чудесные холмы. В нашем саду такие холмы-«горы» уже поросли горными соснами, папоротниками и другими подходящими представителями растительного мира. Для нас этот этап создания сада стал, наверное, самым трудным. Ведь главная цель – всё в саду должно отвечать основным критериям прекрасного с японской точки зрения. Таких критериев несколько. Они многозначны в японском языке. Вот некоторые из них применительно к понятию «сад». Критерии красоты сада с точки зрения японцев: 1. Первое: «саби» - красота естественности. Это означает, что каждый камень наших «гор», дорожек, «озера», мостика, острова Черепахи и острова Журавля должен быть только творением природы. И чем старее, чем замшелее камень - тем больше он будет соответствовать этому критерию красоты. Сколько было поисков, сколько отвергнутых вариантов… Но вот, наконец, нашлись нужные камни и улеглись на свои места. А к осени многие из них уже обросли мхом, потемнели. Значит, им понравилось у нас… Ведь камни - живые существа. В этом я абсолютно убедилась, переворошив немалое их количество. Когда научилась понимать их характер (да-да, каждый камень имеет свой характер), то неожиданно просто стало находить нужное место для камней. Это было для меня приятным открытием. И в это же время вдруг пришло глубинное понимание смысла такого не понятного вначале слова «саби». Глядя на естественную красоту камней в своём саду, у меня снова родились строки: Язык камней Вдруг стал понятен мне. В саду своём Их уложила много… Слушаю голоса Времени...

Exitus LetaliZZZ: 2. Следующий критерий оценки красоты японского сада: «ваби» - красота простоты. Ничего вычурного, лишь благородная простота. Чтобы понять глубинную суть этого критерия, пришлось вновь перечитывать информацию о японских садах, о постулатах дзен-буддизма. Потому что смысл понятия «ваби» кроется именно в философии дзен-буддизма. Этот критерий стал наиболее понятен, когда я начала формировать растительную составляющую сада, чётко памятуя о том, что классический японский сад сродни живописи тушью - монохромен. Зачастую сады в Японии создавались художниками. Основу палитры японского сада составляет неисчерпаемое количество оттенков зелёного цвета. Вначале это было трудно понять русской душе, привыкшей к многоцветью в своём русском саду. Но когда в японском саду образовалось сообщество растений, подобранных именно по принципу монохромности, то мудрёное слово «ваби» стало понятным и даже близким. Особенно, когда заходишь в наш японский сад с «русской половины» сада, где буйство и благоухание красок летнего дня дурманит и цветом, и запахами. Познание в сравнении – это самый эффективный способ познания. Многоцветье русского сада, а через несколько шагов - японский сад, где только оттенки зелёного, монохромность. Здесь испытываешь удивительные ощущения покоя, тишины. Но не просто тишины, а Тишины Духа, готового «воспарить ввысь». 3. «Сибуи» - «саби» плюс «ваби» - красота естественности плюс красота простоты. Соответствие этому критерию придёт в наш сад через некоторый промежуток времени. Когда камни, вода, растения и архитектурные формы, образовав единую композицию, пройдут испытание временем. 4. «Юген» - опоэтизированные изменчивость, недосказанность, недолговечность, таинственность – будет идти в ногу с жизнью японского сада. Это понятие - от идейдзен-буддизма:с вечной изменчивостью мира нельзя совместить понятие завершённости. А, значит, сад - это постоянно развивающийся организм, живущий своей изменчивой, таинственной жизнью. Здесь одни растения заканчивают свой жизненный путь, а другие начинают его, ежегодно изменяясь, привнося свою загадку в общую жизнь сада.

Exitus LetaliZZZ: Вода в японском саду Вода в саду японского стиля обязательна так же, как и камни. Настоящая или символическая, вода должна тут присутствовать. Мы устроили небольшой водоём – символическое «озеро» с настоящей водой, стараясь максимально воссоздать естественность природы. Сделали один берег плоским, оформив его интересными природными камнями, песком и мелкой галькой. На другом берегу «озера» мы соорудили «горную вершину», поросшую невысокими горными соснами. В японских садах часто используется удивительный по силе воздействия приём – отражение в воде. Это можно понять, когда в солнечный день или в лунную ночь смотришь на гладь водоёма и видишь отражение в воде японского фонаря, камней, крон деревьев, цветков ириса и прочее окружение «озера». Такие картины великолепны. Они наполняют сад особым очарованием. Главное – создать красивый оригинал, чтобы, отразившись в воде, наполнившись её энергией, картина-отражение создала соответствующее настроение зрителю. Чем «природнее» композиция-оригинал, тем интереснее она будет смотреться отражённой в глади воды. Естественность водной композиции в нашем саду была достигнута. В том числе, - и благодаря небольшому водопаду формы касанэ-оти, ниспадающему с «горы». Разделяясь на два ручья, которые огибают остров Черепахи, вода водопада проходит под мостиком из природных камней и впадает в «озеро». Негромкий звук падающей в нескольких уголках японского сада воды, её журчание создают удивительное ощущение единения с природой. А вечером или ночью - когда стихают звуки дня – рождается ощущение полного растворения в ней... Растения в японском саду К подбору растительности для сада в японском стиле нужно приступать, предварительно изучив суть вопроса. Только грамотно подобранный растительный мир вашего сада в сочетании с «природно» уложенными камнями придадут ему удивительное очарование и естественную гармонию. Формирование растительной составляющей сада в японском стиле может быть успешным, если вы хорошо усвоите особое отношение японцев к цвету в своих садах. Оно в корне отличается от европейского. В классических японских садах вы не встретите многоцветья, но зато обязательно увидите здесь все оттенки зелёного. Этих оттенков зелёного такое огромное количество, что получается удивительная картина тонкой игры полутонами. А цветок - как штрих, дополняющий что-то или раскрывающий идею, символ чего-то. При подборе растений нужно знать, что сад в японском стиле должен быть интересен во все времена года. Растения в этом играют важную роль, и хвойные - в первую очередь. Именно постоянство цвета хвойных делает сад интересным в любое время года. Формы стволов и ветвей, сезонное изменение окраски листвы, стволов, ветвей – это тоже элементы создания красоты сада зимой. Например, ива Матсудана очень красива летом. Но сбросив листву и обнажив цвет ствола и ветвей, она становится не менее интересной. А форма её причудливо извилистых (и, в то же время, повислых) ветвей никого не оставляет равнодушным. Формирование растительной составляющей сада в японском стиле отличается от подбора растений для садов других стилей. Об этом нужно помнить, приступая к планированию посадок и приобретению растений. Про ассортимент растений, подходящих для сада в японском стиле в условиях России, мы поговорим отдельно.

Exitus LetaliZZZ: Ч.4. Приёмы и принципы создания. Сад Картин. Приёмы создания японского сада Один из основных и обязательных приёмов, используемых при создании японских садов – применение теории Ян-Инь. Мудрецы и философы древнего Востока осознали, что всё во Вселенной подчинено действию положительных и отрицательных начал. Они создали теорию Ян-Инь - теорию единства противоположностей; но не в смысле «хороший-плохой», а как равноценное определение противоположных качеств. Эти начала взаимосвязаны, в идеале– уравновешены. Уже в VI веке до нашей эры основатель даосизма Лао-Цзы учил, что равновесие мира основано на взаимодействии двух противоположных начал: мужского Ян и женского Инь; на гармонии и противоборстве света – Ян и тьмы – Инь, активности – Ян и пассивности – Инь. По учению Лао-Цзы, жизненная энергия ЦИ в соединении с Ян-Инь составляет гармонию мира. Изначально иероглиф Ян означал свет солнца, Инь – его отсутствие, темноту. Позже они стали означать космические принципы мироздания, обозначая всё противоположное. Очень важно правильно понять смысл этой теории, потому что ни один восточный сад не создавался без её применения. Поэтому эти сады так гармоничны и привлекательны. Формирование садов Японии по такому принципу сделало их необычайно популярными во всём мире именно в наше безумно урбанизированное время. Когда уставший от жизненной гонки современный человек захотел остановиться, отдышаться, присесть отдохнуть и, созерцая Красоту, пронизанную гармонией Ян-Инь, попытаться разобраться в смысле этой гонки. А если он уже созрел (или, как говорят на Востоке, - встал на Путь), то разобраться и в смысле своей жизни, и в смысле Бытия вообще. В основу создания проекта нашего сада в японском стиле, конечно же, положена теория Ян-Инь. Она позволяет создавать гармоничные композиции, что ведёт к гармонии всего сада в целом . Поскольку наш сад (холмистый сад) - Ян, значит, его вторая половина - Инь должна быть открытым пространством; у нас это водоём. Согласно Ян-Инь, у водоёма один берег обрамлён холмом («горой»), а другой - плоский. Для понятия сущности теории Ян-Инь очень характерен такой пример. Сделали мы мостик из плоских камней (Инь) через ручей на ровном берегу водоёма. Казалось, что всё выполнено правильно. Но явно чего-то не хватало. Налицо был избыток Инь-элемента, и значит, его обязательно нужно было уравновесить Ян-элементом. И тогда рядом с мостиком мы поставили вертикальный камень – Ян. Стало ясно: вот элемент, который внёс гармонию в слишком плоскую иньскую композицию, уравновесил её. И так - во всём! Широкий, мощный лист лаконоса, а рядом – изящные листочки пиона разрезанолистного. Можжевельник обыкновенный «Хорстман» причудливой формы, а рядом - прямые ветви ивы корзиночной. Извилистые, повислые ветви ивы Матсуданы, а под ней примостилась вейгела со своими прямыми ветвями и крупными листьями (кстати, такой симбиоз оказался неожиданно выгодным для обеих: они в моём саду не подмёрзли без укрытия даже в суровую зиму 2005-2006 годов).

Exitus LetaliZZZ: Гармония Ян-Инь сада – это ритмичное чередование плоскостей и растительных масс, сочетание плавной береговой линии водоёма и островерхих холмов-«гор», крупных листьев и мелких, большого и малого. Равновесие, баланс контрастов во всём. Второй приём, используемый при создании японских садов - в малом добиваться большого . В применении этого приёма японцам нет равных в мире. Для них миниатюрный сад – это способ показать необъятность мироздания на очень маленькой территории. Японские архитекторы Кадзуэ Сэдзима и Рюэ Нисидзава: «Сад с одним деревом». Самые знаменитые миниатюрные сады находятся именно в Японии. Причём, современные дизайнеры и архитекторы с великим мастерством используют этот приём и сегодня. Кадзуэ Сэдзима и Рюэ Нисидзава создали «Сад с одним деревом». Одинокое дерево в определённой городской среде… Оно необыкновенно живо, и выразительно. Оно заставляет человека мыслить. Каждый дорисовывает по-своему картину этого минималистского сада. Здесь налицо ещё одна замечательная особенность японских садов – сделать зрителя собеседником, соавтором сада. Третий приём, используемый при создании японских садов - главное отличать от второстепенного . В японском саду главное – не количество высаженных растений или архитектурных элементов, а то, какую смысловую нагрузку они будут нести, как будут воздействовать на человека, как будут раскрывать основную идею сада. Принципы создания японского сада При создании сада в японском стиле нужно обязательно руководствоваться следующими принципами: *главный принцип – подражание природному ландшафту; *принцип неравенства, отсутствие симметрии, параллельности; *принцип неповторяемости элементов композиции сада; *принцип незавершённости; *всё, что можно пересчитать, не должно быть в чётном количестве. Каждый из принципов создания японского сада характерен для мира живой природы, в котором мы не увидим два абсолютно одинаковых, симметричных или параллельных дерева. Не увидим остановившийся в своём развитии природный ландшафт. Всё в природе течёт и изменяется. Так должно быть и в саду. Сад в японском стиле интересен ещё и тем, что может быть создан на затенённом участке, так как многие его растения теневыносливы или тенелюбивы. Хосты, роджерсии, тсуга, микробиота, магония падуболистная, мхи, папоротники, барвинки и т.д. Для мхов же, тень и влага – необходимая среда обитания, где они хорошо чувствуют себя и выглядят удивительно красиво. Но красоту мхов нужно понять. Лично мне она раскрылась не сразу. Когда же поняла, какое это чудо - мох, - то укоризненно подумала: как раньше я могла этого не замечать? Если у вас тенистый участок или его часть – там место вашему японскому садику. Расположение же некоторых архитектурных элементов просто требует таинственного затенения. Но желательнее, всё-таки, расположить сад в японском стиле на востоке или юго-востоке участка.

Exitus LetaliZZZ: Сад Картин Сад в японском стиле – это Сад Картин. Это означает, что каждая отдельная композиция сада должна быть завершённым самостоятельным элементом. Например, холм, водоём, дорожка, группа растений и т.д.. Все они, пространственно перетекая друг в друга и гармонично сочетаясь, должны создавать единую картину сада. Самостоятельными «картинами» в нашем саду стали: - холм нашей Юности; - холм умудрённой опытом Зрелости; - холм, поросший лимонником; - садик хост; - голубой садик. Картина «озера» - светлый символ рождения нашей внучки - особо любима всеми. Как и остров Черепахи, омываемый с двух сторон ручьями, и небольшой водопадик. Проникая друг в друга растениями, дорожками, камнями, архитектурными элементами, все эти отдельные «картины» объединяются и образуют единую картину сада. В Саду Картин обязательно должны быть точки обзора. Ибо «картинами» мы должны любоваться, неспешно гуляя по саду и останавливаясь в местах, откуда открываются особоинтересные виды. Точкой обзора может быть: - большой камень на развилке дорожек; - старинная скамья под раскидистым деревом; - место на берегу водоёма; - обязательно - место для просмотра водопада и место, где мы будем слушать его «пение». При формировании японского сада главной подсказкой правильности созданной детали сада, композиции или сада в целом должно стать чувство, идущее из глубины души. Если душа говорит: «Этот элемент стал частью Вселенной!», - значит, вы правильно сотворили (от слова «творчество») отдельный уголок сада или сад в целом. Достичь этого можно, создавая в саду настроение «сладостности старины». Это придёт со временем. Но такая задача изначально должна стоять перед вами, если вы хотите максимально приблизить свой сад к понятию «японский сад».

Exitus LetaliZZZ: Сад в японском стиле. Ч.5. Философия сада камней. Камни учили меня молчанию. Камни учили меня терпению. Камни учили меня спокойствию. Камни учили меня созерцанию. Камни учили меня бесконечности мироздания. Настоятель дзенского монастыря. На титульном фото - камень-божество ивакура в святилище Омива. Вот так благоговейно обвязывали «божественное чело» избранных камней японцы в древности. Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, - наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств. Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями. Особое значение камень приобрёл в эпоху Средневековья, когда укоренялась культура дзен-буддизма. К новой религии японцы обращались с надеждой укрепить силу и дух в периоды длительных междоусобных войн. Дзен-буддизм рождал новый вид сада, доведя символизм сада до абсолюта, где камню отводилась основная роль в передаче сущности мироздания. Японское государство находится на островах вулканического происхождения. Поэтому горами занята большая часть территории Японии, и вся жизнь коренного населения тем или иным образом связана с горами и камнями. В японском искусстве герои песен, стихов, живописных произведений – это зачастую холмы, скалы, священные камни и священные горы. Талантливому японскому архитектору Кендзо Танге принадлежат такие слова: «Духовное влечение японцев к необработанным камням, первоначально питавшееся религиозными представлениями, характерно для всей истории Японии вплоть до наших дней. Оно проглядывает в использовании камней и валунов в строительстве и при устройстве садов. Создание каменных садов высокой эстетической ценности, полных символической многозначительности, когда несколько камней могут складываться в знак целой Вселенной, - важная часть традиционной японской садовой культуры. Таким образом, внушённое религией ощущение камня породило то, что мы можем назвать «искусство камня». Искусство камня, в свой черёд, вдохнуло в камни жизнь и дух, и этим лишь укрепило традиционное тяготение к ним». Прекрасное объяснение японцем сути отношения к камню в его стране! Отсюда становится понятным, почему каждый японский сад – это в большей или меньшей степени «сад камней», и почему камень по-прежнему остаётся главным компонентом создания японского сада и в настоящее время. Об этом будем помнить и мы при создании сада в японском стиле.

Exitus LetaliZZZ: Выбор камней для японского сада Прежде чем приступать к материальному воплощению проекта сада, нужно определить: какими будут камни вашего сада, где вы их возьмёте в необходимом количестве. Причём, камни для сада должны отвечать определённым требованиям: соответствовать стилю композиции сада, не споря друг с другом по цвету, структуре, происхождению; форма и размер камней должны быть правильно определены в соответствии с концепцией вашего сада. Чтобы сад в японском стиле состоялся и стал «частью Вселенной», нужно понять природу и характер главного героя сада – камней, которые будут жить в этом саду. Осознать природу камней можно только тогда, когда начинаешь с ними работать. Так случилось и со мной. По настоящему понятным стало для меня трепетное отношение японцев к камням не тогда, когда я снова и снова перечитывала соответствующие тексты и вглядывалась в фотографии. Понятным это стало тогда, когда я физически соприкоснулась с камнями, пытаясь найти каждому экземпляру именно его место в саду. Сначала - не очень успешно. Помогло то, что я часто выезжала на природу и присматривалась к камням, изучая их непохожесть и своеобразие, пытаясь понять характер каждого камня. Постепенно ко мне стало приходить понимание природы камней и их индивидуальности. Однажды я вдруг почувствовала в них Время. Это стало началом моего диалога с камнями. Пришло полное понимание фразы, которой японцы называли монахов– создателей садов: «монахи, договаривающиеся с камнями». Действительно, с камнем можно «договориться». Но это получится только тогда, когда поймешь его природу, свойства, характер. И только тогда камень разрешит вам свободное обращение с ним. Наступило время, когда каждому новому камню в нашем саду сразу же находилось именно его место. Этому способствовал предварительный «диалог» с камнем - изучение со всех ракурсов его цвета, свойств, фактуры. Самое главное в такой «экспертизе» - определение «лица» и «верха» камня. То есть, нахождение самой интересной его стороны, которой мы будем любоваться в саду - стороны, которой камень будет «смотреть» вверх. Наиболее значимые стороны камня – его «лицо» и «макушка» - должны быть органично вписаны в окружающую камень среду.

Exitus LetaliZZZ: Таким образом, художник сада, приступая к работе с камнями, должен постараться понять характер камней, их возможности. Это позволит выполнить наиболее интересные, выразительные композиции из камней, органично вписывая их в общую канву сада. В начале создания своего сада в японском стиле я и не предполагала, что именно камни помогут мне многое переосмыслить, приблизиться к осознанию понятий вселенской тишины, гармонии, бесконечности мироздания. Позже у меня родились строки: Прижились камни В моём саду. Покрылись Мхом густым. Вместе с ними слагаю Песнь Тишины… Применение камней в японском саду Применение камней в японском саду весьма обширно. Это построение из них интересных композиций; оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок. Это и создание из гравия символических водных ландшафтов, а также использование каменных фонарей и пагод. Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций. В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых. Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно. Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм. Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными. Хорошим тоном в Японии считается использование камней именно той местности, где сад создаётся. Мне приходилось слышать мнение ландшафтных дизайнеров, что цвет камня при создании сада в японском стиле должен быть только таким, как в Японии. Я позволю себе с этим не согласиться. И вот почему. Встречается довольно много людей, которым философия и культура стран Дальнего Востока стала понятна и близка. Проникшись идеями этой культуры и знаниями о ней, человек решает создать такой сад в японском стиле. Но, увы, камней, строго соответствующих по цвету и форме японским, рядом нет, а везти их издалека нет средств. И что же, по этой причине человек он не должен создавать японский сад? Мне эта позиция кажется абсурдной. Человек, которому близка и понятна философия и культура японских садов, вполне может создать сад в японском стиле и с теми камнями, которые есть в его местности. Причём, образ его сада может больше соответствовать японскому, нежели там, где в точности подобран цвет камня, но не воссоздан философский дух японского сада.

Exitus LetaliZZZ: Если в своё творение (например, тропинку в саду или водопад, холм-«гору») вы вложите настоящую творческую энергию, то человек, идущий по вашей тропинке или созерцающий композицию из камней, обязательно почувствует эту энергию. Она ощутима в садах Японии вне зависимости от цвета камня. И тогда посетитель сада испытывает незабываемые состояния души. Аналогичные ощущения возникают, когда мы смотрим на прекрасное живописное полотно или скульптуру. Невозможно безучастно смотреть на полотна Репина, да Винчи или скульптуры Родэна, читать Ахматову или японские танка и хайку. Нас не оставляет равнодушными мощь творческой энергии, вложенная в эти произведения великими авторами. То же самое происходит, когда человек находится в саду, созерцая творения художника сада, вложившего в него энергию своего духа и мысли, энергию творческого вдохновения. В современной Японии, наряду с традиционными формами, успешно применяются и новые формы создания садов камней. При этом изощрённость ума японских мастеров находит чудесные варианты, которые в очередной раз заставляют удивляться этой изощрённости. Сад Кензо Кума «Дом и вода» создан согласно классическим японским традициям: остров из каменных глыб в центре водоёма; форма камней также традиционна. Композиция каменной группы построена в форме соразмерного треугольника. Но уникальность этой композиции в том, что состоит она из камней, сделанных из горного хрусталя. Немного воображения – и перед нами картина, дорисованная лучами закатного солнца. Лучи света, отразившись от хрустальной поверхности камней, феерическими брызгами рассыпаются по водной глади и в окружающем пространстве. Единственное, на мой взгляд, нетрадиционное в этом саду - именно эта фееричность и то, что такой сад может быть и у Хозяйки Медной горы на нашем седом Урале, и во владениях Снежной Королевы… То есть, увидев такой сад в другой стране, не представляется возможным определить его как японский. Конечно, новое время вносит новые ритмы. Но мне больше по сердцу те японские сады, которые несут в себе эстетику хэйянского периода с его ключевым понятием «мононо аварэ» - «красота с лёгким привкусом меланхолии»; те японские сады, которые несут эстетику дзен-буддизма; сады камней, пробуждающие мысль, приближающие к истине бытия. Расстановка камней в японском саду Искусство расстановки камней – «сутэ-иси» считалось главным в работе создателя сада. Настоятель дзенского монастыря когда-то сказал: «..В моём саду камней поселилось всё мироздание разом и только ждало, когда пытливый глаз откроет его и войдет в него, чтобы стать частью его…». Удивительные слова, раскрывающие силу глубинной философии камня! Приблизившись к её пониманию, мы сможем приоткрыть завесу великих тайн мироздания. Правила расстановки камней в японском саду описаны во многих книгах и журналах. Поэтому в рамках данной статьи мы это подробно разбирать не будем. Главное на первом этапе - понять значимость камней для сада в японском стиле, понять философию сада камней. Придёт такое понятие - и тогда всё остальное станет делом техники.

Exitus LetaliZZZ: Рассмотрим некоторые основные правила работы с камнями: *Если вы создаёте композиции из групп камней, то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь). *Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности. Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне. *При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»). Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной. *Для баланса энергии Инь-Ян, расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги. Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное - соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе. *Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега. *Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно. Дорожки и мосты из камня в саду Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой. Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке. Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы. Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада. Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции. От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней. Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада. Мост в японском саду - это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность. В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые, с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста. Но опять-таки, должна быть мера во всём - представьте себе большой мост на площади маленького сада… А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём. В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод.

Exitus LetaliZZZ: Символизм сада камней Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений. Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений - камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной. А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни. Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах. В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание. «Какая ерунда!» - скажет на это европеец, а японец поведает целую поэму о «звучании» каждого камня. Концепция сада диктует необходимость применения камней одного типа или нескольких различных типов. Если художник сада воплощает одну конкретную идею, то обычно применяются камни одного типа. Но жизнь человека настолько разнообразна, что, создавая сад, символизирующий Путь, дизайнеру приходится символически воплощать несколько идей одновременно. И тогда мастер сада использует для этого камни разных типов. Так, например, в нашем японском саду для создания композиции холм нашей Юности мы использовали островерхие, небольшие камни, в которых довольно просто угадать бескомпромиссность и «колючесть» юного возраста. А вот композиция «гора»-водопад символизирует умудрённый опытом зрелый возраст, образ нашей сегодняшней жизни. Камни для создания этой композиции были использованы совсем другие - со «спокойными», но мощными «вершинами», глядя на которые ощущаешь силу духа и влияние Времени. Камешки, которыми оформлено наше «озеро» и его берега - разные по цвету и весёлые в своей основе, потому что это символ рождения нашей светлой и весёлой внучки. Таким образом, решив создать сад в японском стиле, мы знакомимся с философией камня в японском саду, его значением, символизмом. Эти знания дают нам возможность грамотно сформировать сад в японском стиле далеко за границами Японии. Сотворив затем чудо в камне, можно будет применить к своему саду в японском стиле слова настоятеля дзенского монастыря: «…Сосредоточившись на неподвижном, я ощущал движение высших ритмов, я слышал мелодии Вселенной и созерцал всю бескрайнюю Вселенную разом!!!» Я от всей души желаю вам успехов в этом благородном и прекрасном деле.

Exitus LetaliZZZ: Сад в японском стиле. Ч.6. Вода в саду «Чтоб жизнь моя счастливою была, Я зачерпнул воды из родника, Что в Таруми бежит, шумя со скал. И воду эту жадно пить я стал». Из антологии японской поэзии «Манъёсю». Источник всего живого на земле - вода. Благодаря синтоистской и дзенской эстетике, вода одухотворена и воспета японцами в различных видах искусства (как и горы, и камни, и растения). Вода в японском саду обязательна - настоящая или в виде символов . И, зачастую, вода в садах Японии в большей степени важна не как субстанция, а именно как символ. Представление японцев о рае, сложившееся ещё в седой древности, – это прекрасный сад с водными пространствами, покрытыми священными лотосами. Конечно, сейчас другое время, другая степень верований. Но отношение к воде в Японии по-прежнему остаётся благоговейным. Япония - островное государство, окружённое водой со всех сторон. Неудивительно, что вода здесь является обязательным элементом любого сада. Вода может присутствовать в нём в форме водоёмов, водопадов; а если позволяет площадь сада, то и в виде небольших речек или ручьёв. Однако если площадь сада невелика, то элемент воды может быть представлен в виде тсукубаи (цукубаи), соцу (сеси одоси), а также в форме каменных или гравийных композиций, символизирующих воду. Водопад в японском саду Создание «звонких водопадов», когда вода свободно падает с возвышения, издавая характерный звук, – особо любимый вид присутствия воды в японском саду. Летом в Японии стоит жаркая погода. Видом и звуком падающей воды, живительной энергией брызг подобные звонкие водопады несут отдохновение и желанную прохладу, позитивно воздействуя на весь организм. Планируя водопады и водотоки,нужно обязательно соотносить их размеры с площадью сада. Здесь главное «не перестараться». Потому что неестественно большой или бурный поток воды в маленьком саду вызовет тревогу вместо успокоения и нарушит законы Инь-Ян, а, значит, - и общую гармонию сада. Место для водопада должно выбираться особенно тщательно - подальше от дома, но так, чтобы звук падающей воды был слышен и в доме. Это создаст ощущение единения с природой, умиротворение и просто хорошее настроение. В своём саду, например, мы сделали водопадик формы касанэ-оти – вода падает в двух местах и двумя ступенями. И ещё одна ступень ниже располагается при впадении в водоём. Поскольку эта ступень c овсем не велика, то звук воды здесь отличен от звука основного водопада. И в результате получается эффект двойного звучания. Общая высота падения воды составляет всего 70 см. Но этого оказалось вполне достаточно, чтобы слушать «пение» падающих водных струй даже с веранды дома, на расстоянии 15 м. Камни для создания «горы», с которой водопад берёт начало, подбирались очень тщательно. Главный критерий подбора камней для водопада – красота естественности «саби» - поставил перед нами непростую задачу: найти именно природные камни. Рука человека прикоснулась к ним только для того, чтобы привезти и установить их в саду. Такую задачу необходимо решить, если вы хотите, чтобы ваш водопад соответствовал японским критериям красоты сада. Сейчас камни уже покрылись естественной патиной от влаги и тени, частично обросли мхом - создаётся впечатление, что они были здесь всегда. А когда приведётся в соответствие фон (забор) и появятся рядом соответствующие растения, то эта картина сада будет особо привлекать и радовать своей природной естественностью и таким приятным человеческому слуху «пением» воды.

Exitus LetaliZZZ: Пруд в японском саду Одна из самых распространённых форм присутствия воды в саду – пруд. В древнем трактате об устройстве садов «Сакутейки» читаем: «Вода всегда принимает форму своего вместилища вне зависимости от того, красиво оно или нет. Очень важно правильно выбрать форму пруда». Именно поэтому форма «вместилища» для воды должна стать предметом особо тщательного предварительного обсуждения и эскизирования. Потому что форма водоёма, красота его береговой линии вместе с каменными композициями будут определять и красоту вашего сада в целом. Приступая к эскизам водоёма, нужно четко уяснить, что в саду японского стиля береговая линия пруда не может быть правильной геометрической формы. Оформление водоёма камнями – очень важный этап формирования сада. И снова нам на помощь приходят рекомендации из древнего японского трактата по устройству садов: «Чтобы берег пруда был похож на дикое побережье, начни с расположения нескольких больших, грубых камней у кромки воды. Затем положи камни поменьше в воду у самого берега - так, чтобы казалось, что они вырастают со дна. Ещё несколько камней нужно разместить подальше от берега, как одинокие острова». Удивительно, но сказано это было в ХI веке! Руководство, написанное около девяти веков назад, по-прежнему современно, полезно (и для нас, в том числе). Это лишний раз подтверждает, что садовое искусство Японии уникально и доступно тому, кто захочет его познать и применить в своей стране. Потому что истинное искусство не знает границ. Планируя водоём, нужно всегда помнить, что его поверхность задаёт горизонтальные линии в композиции сада. Исходя из этого, продумываются вертикальные и диагональные линии композиции - так, чтобы не была нарушена гармония ИНЬ –ЯН , основной принцип построения сада. Камни в японском саду – это символ Ян - мужской, светлой, сильной, положительной энергии. Вода же – символ женской, тёмной, мягкой, мистической, мудрой, отрицательной энергии Инь. Их вечное и неразрывное единство и такое же вечное противоборство в состоянии равновесия энергий – основа всеобщей гармонии. Руководствуясь этими вечными принципами, и мы сможем создать гармонию в нашем саду. Тем самым, мы укрепим гармонию в связке «сад-дом», что непременно скажется на взаимоотношениях членов семьи. Это не голословное утверждение. Моя взрослая замужняя дочь однажды сказала мне: «Мама, если бы не эта умиротворяющая энергия сада, то мы с Димой ссорились бы, наверное, чаще». Это, пожалуй, было самым значимым подтверждением правильности выбранного стиля сада. Планируя водоём и его окружение, не забываем и об очень эффектном, любимом приёме в японских садах - об отражении в воде. Кустарник или дерево с красивым габитусом, фонарь или камень, помещённые на границе двух сред - воды и суши - будут отражаться в водной глади, увеличивая пространство сада и создавая картину –отражение. В своём саду на берегу водоёма я посадила можжевельник обыкновенный «Хорстман». Созерцание отражения можжевельника с его причудливой кроной особенно интересует детей. Они видят в водном отражении кроны какое-то сказочное существо и обязательно поинтересуются: «Ой, а кто это там?». Отражение в воде фонаря с зажжённой внутри свечой более интересно взрослым. Колеблющееся внутри фонаря пламя свечи и его таинственное отражение в ночной глади воды создаёт у присутствующих особое настроение. И, поверьте, - не оставляет равнодушным никого. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш водоём создавал в саду оригинальные дополнительные эффекты, то тщательно продумайте: что будет отражаться в его воде и в соседстве с чем. И здесь главное - не переусердствовать, соблюсти равновесие Инь-Ян. Огромное дерево даст соответствующее отражение во весь пруд. Посадив же на берегу пруда красивый кустарник или небольшое деревце с необычной кроной, поставив фонарь, интересный природный камень, пагоду, соорудив «горбатый» мостик - вы получите картину–отражение, которая будет радовать всех своей необычностью и красотой. Если вы хотите, чтобы ваш водоём выглядел глубоким, то «впустите» в него отражение голубого неба. То есть, спланируйте место для водоёма так, чтобы в нём постоянно отражалось небо. Если же вы хотите, чтобы в вашем саду было светлее, то «впустите» в пруд солнце. То есть, выберите такое место для водоёма, чтобы полуденное солнце всегда могло отражаться от поверхности воды, привнося дополнительное освещение и светлое настроение в ваш сад.

Exitus LetaliZZZ: В водоёме сада японского стиляжелательно создание острова или островков. Это придаст вашему «озеру» естественную природность. Но остров или островки нужно правильно соотнести по высоте между собой и самым высоким берегом вашего пруда. Вершины берега, островов, фонаря и больших камней не должны оказаться на одном уровне, что сделает общую композицию однообразной и скучной. К острову можно провести мостик из камней – сплошной или пошаговый. Если же к острову подхода не будет, то, по японским понятиям, он будет символизировать остров бессмертных и будет особо чистым (священным) местом в саду. Остров может иметь форму журавля или черепахи. Эти образы символичны и любимы в садовом искусстве Японии. Благодаря вашей творческой фантазии, они могут выглядеть очень привлекательно и станут отдельными картинами сада. В нашем саду остров Черепахи получился благодаря тому, что водопад образует два ручья, которые впадают в водоём. Между этими ручьями и образовался остров. Мы его оформили в виде черепахи, потому что такой остров в саду японского стиля весьма желателен. «Голову» черепахи нам подарила природа (такой, как вы её видите на фотографии ), а её «панцирь» мы «одели» мхом. И получилось, что с потоком воды Черепаха плывёт в наше «озеро». Это очень хорошо соответствует символическому значению образа черепахи в японском саду. Остров журавля появится в водоёме. Символизм этих персонажей предполагает именно такое их размещение в саду. Не всегда есть возможность создать в саду водоём или водопад. Но сад в японском стиле тем и интересен, что есть варианты создания элемента воды в саду даже на очень маленькой территории.

Exitus LetaliZZZ: Тсукубаи в японском саду Одним из вариантов создания элемента воды в саду может быть тсукубаи (цукубаи). Тсукубаи – это каменный сосуд своеобразной формы, который стал обязательным элементом чайного сада, «перекочевав» потом в другие садовые стили. В идеале камень для тсукубаи нужно найти природный. Чем старее и необычнее камень, тем больше он будет соответствовать критериям красоты с японской точки зрения. Тсукубаи устанавливается в саду с фонарём Орибе. Каменный сосуд может быть самостоятельным элементом композиции, но в паре – только с Орибе. Тсукубаи вписывается в интересную композицию из камней, гальки, растений, фонаря. Ранее мастер строил её согласно канонам чайной церемонии. Сейчас она присутствует в японском саду зачастую именно как водный элемент. Решив создать такую композицию в своем саду, нужно всё же придерживаться основных правил: - воду для омовения рук из чаши набирают с помощью бамбукового ковша, который должен быть здесь же; - вокруг тсукубаи обязательно должна быть галька или камни, на которые выливается использованная вода. Тсукубаи, наполненный прозрачной водой, создаст в саду эффект её присутствия. А звук падающей в сосуд струи воды создаст ещё и звуковой эффект присутствия воды, так любимый всеми. Соцу в японском саду Ещё одним вариантом водного элемента в саду может быть соцу (сеси одоси). Соцу – интересное приспособление, которое японские крестьяне использовали на полях для отпугивания диких животных. Устройство соцу основано на медленном наполнении бамбуковой трубки водой. Когда трубка наполняется до краёв, то под тяжестью воды она падает, ударяясь о камень. Получается довольно громкий звук, который и отпугивает животных. У нас соцу представляет собой просто декоративный элемент присутствия воды в саду. Соцу требует небольшого пространства для размещения. Выглядит интересно, если сочетать соцу с камнями и растениями - то есть, создать композицию и вписать её в пространство сада. Мне кажется, мы не сильно погрешим против японской сути этого устройства, создав его в своём саду. Ведь наряду с явной оригинальностью конструкции соцу, он может служить и по прямому назначению (например, отпугивать из сада нежелательных птиц).

Exitus LetaliZZZ: Символ воды. «Сад Воды» Водный элементможно создать в саду и без присутствия воды, т.е. заменить её символом. Техника «Каресансуи» - сухого пейзажа - поможет символически создать воду в саду. Но при условии, что в композициизаменяется символом только один элемент . Например, воду можно заменить гравийной крошкой, песком или каменным сколом. Все остальные элементы (берега, прибрежные растения, отмели, камни) должны быть абсолютно реальными. И тогда мы получим очень правдивую картину присутствия воды в саду, что подтверждает фото из книги Кетчела «Японский сад». Вы можете создать и «Сад Воды». Но тогда вода станет здесь «главным героем» сада и должна быть представлена в нескольких ипостасях (водопад, пруд, ключи, заводи, ручьи), в любых взаимосвязанных композиционных решениях. А почему бы и нет, если позволяет площадь участка, если вы прекрасно понимаете суть вопроса, если у вас много сил и энергии, достаточно знаний и есть огромное желание сотворить это водное чудо? У самой дороги Чистый бежит ручей, Тенистая ива. Я думал, всего на миг,- И вот, стою долго-долго. Сайгё. От одного представления «Сада Воды» захватывает дух! Если кто-то вознамерится это сделать, от всей души я желаю вам сотворить такой «Сад Воды», чтобы со временем он стал настоящим произведением искусства.



полная версия страницы